История гимназии
Обучение детей на посёлке ВРЗ берёт начало 1935 году, когда в одном из 24-х бараков была организована для детей рабочих-строителей начальная школа. Называлась школа - кагановичская начальная школа ВРЗ, Серговского гороно. Находилась школа в одном бараке с постройкомом. Училось несколько классов, в которых насчитывалось около ста учеников. Помещение было тесным, классы были проходными.
Первым директором этой школы была Анна Васильевна Посохова, а первыми учителями Василий Дорофеевич Назин, Валентина Ивановна Аненко, Антонина Харитоновна Евтушенко, Лидия Петровна Борзило. Развитие завода ВРЗ и строительство жилья для рабочих завода шло быстрыми темпами. Численность населения посёлка также быстро увеличивалось и к 1936 году составляло примерно 1,8-2000 тыс. чел. Количество детей также возросло, и приспособленная в половине барака начальная школа не могла обеспечить полный охват детей школьного возраста. Возникла острая необходимость строительства нового типового здания школы на 400 мест. По распоряжению наркомата путей сообщения строительство новой школы началось в 1935 году и велось скоростными темпами. Благодаря трудовому героизму рабочих- каменщиков Булгакова, Амелина, Плескача здание возводилось в рекордно быстрые сроки, и завершилось строительство 10 января 1936 года.
С 10-го по 30-е января школу оборудовали новой мебелью ,завозили школьные принадлежности, украшали коридоры и классы, спешили как можно скорее открыть новую школу, порадовать детей и родителей. И вот 31-го января 1936 года в 8 часов 30 минут раздался первый звонок и дети рабочих и строителей ВРЗ сели за новые пахнущие смолой и краской парты. Новая школа была настоящим дворцом для учащихся после тесного помещения барачного типа. Начались занятия. В новое здание школы была переведена начальная школа и семилетняя школа из Попасной во главе с директором Тодоровым Семёном Кузьмичом и завучем Чалиной Еленой Даниловной. Школа была растущей десятилеткой и носила №45, находилась в ведомстве Донецкой железной дороги. Обучалось в школе 810 детей в 2 смены. В первой смене-12 младших классов(400 человек)и во второй смене-12 старших классов(410 человек).
Классы : 1А,Б,Д,С;2А,2Б,2С;ЗА,ЗБ,ЗС;4А,4Б,4С;5А,5Б,5С;6А,6Б,6С;7А,7Б,7С;8А,8Б,8С.
Обучение детей в школе проводилось и на русском, и на украинском языках. В школу №45 пришли дети из близлежащих сёл и в 1941 году в школе обучалось 830 детей. А в первом довоенном выпуске 1940 года один 10А класс был с русским языком преподавания, а другой 10Б с украинским языком преподавания.
Первыми учителями школы №45 были : Ефимия Леонтьевна Тодорова- учитель математики, Черкасова Нина Ивановна- учитель математики,
Изварин Семён Семёнович- учитель химии, Сощенко Пётр Павлович- учитель географии, Никологорская Нина Владимировна - учитель рус. яз. и литературы, Фоменко Тимофей Васильевич - учитель укр. языка и литертуры, Беригодский Иван Сафронович -учитель истории, Третьяков Виктор Алексеевич - учитель физики, Назин Василий Дорофеевич – учитель украинского языка и литературы. Учителя начальных классов: Евтушенко Антонина Харитоновна, Гончарова Вера Велософовна, Савенко Екатерина Яковлевна, Аненко Валентина Ивановна и другие.
ШКОЛА В ГОДЫ ВОЙНЫ
Со временем началась эвакуация оборудования ВРЗ на Северный Кавказ, так как немцы наступали очень быстро и нужно было спешить с эвакуацией, чтобы сохранить оборудование и наладить выпуск военной продукции, так необходимой фронту. 14.октября 1941 года с третьим эшелоном была эвакуирована СШ № 45, вместе с учителями во главе с директором Тодоровым Семеном Кузьмичем, а часть учителей осталась в Попасной (Бершадский Е.С., Чайка Е.Д.)По дороге в Северную Осетию эшелон несколько раз бомбили. Недалеко от г. Орджоникидзе на эшелон налетели немецкие самолеты. Впервые почувствовали попасняне что такое ад на земле. Железнодорожное полотно разбомбили и эшелон остановили, а уцелевшие вагоны подцепили к другому эшелону. По приезду в г. Орджоникидзе директор СШ № 45 Тодоров С.К. обратился в гороно с просьбой трудоустроить учителей, но ему объяснили, что штат учителей в городе полностью укомплектован и свободных рабочих мест нет. Учителям, эвакуированным из Попасной предложили работать на Орджоникидзенском вагоноремонтном заводе НКПС им. Кирова.Учителя Тодоров С.К., Каэдк В.Д., Хоменко Т.В., Третьяков В.Л. освоили профессию токаря, им пришлось делать на станках центрирующее утолщение на снарядах. Другие учителя работали контролерами. Евтушенко А.Х. работала вначале контролером, а затем учеником токаря.
Условия работы были тяжелые, а ведь работали по 12 часов. За свой труд получали зарплату и паек хлеба весом в 700 гр., в столовой завода покупали суп. Но в те годы думали не о себе, а старались не только выполнить, но и перевыполнить сменное задание. Эвакуированные учителя жили в г. Орджоникидзе в небольших деревянных домиках по нескольку человек на ул. Маркова. Жили в тесноте, но зато дружно и весело. Нашим землякам пришлось еще раз пережить эвакуацию, т.к. немцы продолжали свое наступление по территории нашей страны. Когда фашисты были на подступах к городу Орджоникидзе, наших учителей в октябре 1942 года по Северокавказской железной дороге переправили под г. Тбилиси до ст. Гори на историческую родину И.В. Сталина. Здесь пришлось долго стоять без работы, т.к. не было рабочих мест и жить в вагонах, терпя холод и голод. Но наши учителя мужественно перенесли все трудности. Через некоторое время их перевезли из г. Гори в г. Тбилиси и устроили на работу на паровозовагоноремонтный завод. На проживание наших земляков разместили в селении Овчале, которое славилось на всю страну производством шампанских вин. Жить пришлось в купейных вагонах, вместо 4-х по 6 человек в каждом купе. И снова трудности: спали по очереди, когда рабочие уезжали в Тбилиси и освобождалось место на купейной полке. Особенно радовались такой тесноте дети учителей. Какая хорошая возможность поиграть, пошалить.
Еду приходилось готовить на кострах и примусах, но зато какая вкусная она была, эта еда. Каждая семья делилась друг с другом. Может быть, и трудностей не замечали, потому что поддерживали и помогали друг другу.
Из всех учителей только Тодорова Ефимия Леонтьевна преподавала математику в селении Овчале. Она была любимым учителем местной детворы. После освобождения Попасной 3 сентября 1943 года, на родину стали возвращаться работники завода ВРЗ. В сентябре 1943 года вместе с заводским начальством возвратился директор СШ № 45 Тодоров С.К., а остальные учителя позже. Евтушенко А.Х. откомандирована на родину, по ее неоднократной просьбе, 16 января 1944 года. Не хотели терять ценного работника на Тбилисском паровозовагоноремонтном заводе только после беседы с представителями из ЦК КПУ, Антонине Харитоновне разрешили возвратится в Попасную. 1944 года она оформлена учителем 1-4 классов в СШ № 45 ст. Попасная - ВРЗ Северо - Донецкой железной дороги. По воспоминаниям Н. Шабалиной в 1943 году учащиеся и учителя приступили к ремонту здания дет— яслей (ныне здание школьно - заводского музея). Молодежь стремилась учится быть организатором школьной жизни. Уже в декабре 1943 года состоится прием в комсомол, первой была принята отличница Носенко Нина, вскоре с ней комсомолкой стала Проскуренко Мария.
А чем были заняты дети, которых не успели эвакуировать? Как они пережили оккупацию? Им пришлось прятаться то немцев чтобы не быть угнанными в Германию. Часто приходилось менять местонахождение, к сожалению находились люди, которые сообщали немцам где прячутся молодые люди. На оккупированной территории дети старались много читать, чтобы не отстать от школы. Дети поселка ВРЗ перечитали все книги в библиотеке инженера Виноградского, который оставил книги в доме Иосифа Антоновича, проживавшего по ул. Павлова. Особенно жадно читали книги Достоевского. Спорили, обсуждали, мечтали о послевоенной жизни.
Фашисты погнали группу детей на разминирование Рубащанского леса. Это была жестокая акция в ходе которой ученица СШ № 45 Сидневец Мария осталась без ноги. В здании школы № 45 с августа 1941 года по 14 октября 1943 года находился госпиталь для советских солдат. С 16 ноября 1941г. по 3сентября 1943г. здание школы пустовало а с 1944 года в здании школы жили военнопленные немцы. Здание школы было обнесено колючей проволокой. Немцы восстанавливали завод ВРЗ, строили 2-х этажные дома, немного финских домиков. На углу улицы Школьной и Суворова стоял шлагбаум и будка, через которые немцев выводили на работу. Военнопленные находились в здании СШ № 45 до 1949 года. В последствии в здании школы располагался штаб ГО, а затем приступили к ремонту. Занятия в 1944 году проходили здании детсада—яслей (сейчас здание музея). Занятия в отремонтированном здании школы возобновились с 1 сентября 1953 года.
В годы войны сложили в боях свои головы ученики школы М. Германов, П. Лозовский, И. Белоконь. В первые месяцы войны во время высадки десанта убит Леонид Д. Весной 1943г. на Курской дуге погиб П.Петров, позже Н. Канунников, который свято верил в победу и когда в 1941г. заезжал домой, то просил семью не эвакуироваться и говорил, что скоро немцы будут изгнаны с нашей земли. При прорыве блокады Ленинграда погиб В. Тодоров, который похоронен на Пискаревском кладбище.
Погибли, защищая Родину, учителя СШ № 45 Витольд Капустин (математик), Изварин Семен Семенович (химик), Ещенко Петр Павлович (географ), Николай Алексеев (старший пионервожатый).
Многие учителя сражались на фронте и с честью возвратились домой: Н.Н. Нечав, В.Д. Назин, Л.П. Борзило, П.Г. Безбородов, Л.С. Козаченко, С.П. Иофе, И.А. Журавлев, Н.И. Пехова, А.Е. Кадигроб, П.Н. Любченко, Н.А. Падий, П.А. Малиенко. Своим доблестным трудом в тылу приближали победу учителя: С.К. Тодоров, В.Д. Назин, Н.И. Черкесова, Т.В. Хоменко, А.Х. Евтушенко, Ф.Л. Тодорова, В.А. Третьяков.
Наши земляки мужественно пережили все тяготы военного времени, отстояли честь и независимость своей Родины. Мы - современники, не видевшие и не знавшие войны, можем гордится учителями и выпускниками СШ № 25.
ШКОЛА ПОСЛЕ 1943 ГОДА
По воспоминаниям Н.А. Шабалиной, в 1943 г., после освобождения Попасной, учащиеся и учителя средней школы № 45 приступили к ремонту здания, в котором должны были проходить уроки (ныне — здание музея). На втором этаже располагались детские ясли и детсад. Первоначально для занятий с детьми был выделен маленький уголок, где было поставлено восемь парт.
Называлась школа железнодорожной и часть ее классов располагалась в здании, где сейчас аптека №34. Вечером здесь был клуб, а утром занимались дети. Учеников было много, в одном из классов до 50 человек, т.к. во время оккупации дети в школе не учились, то теперь классы были сборными, и некоторые ученики были переростками. Многие ребята ездили в школу из Камышевахи, Нырково в товарных вагонах. Несмотря на такие трудности, дети посещали школу с радостью. Писали тогда на дощечках и даже на песке пальцами, т.к. не было тетрадей. Впоследствии стали писать на бумаге из мешков, затем из газет и брошюр делали тетради, склеивали, разлиновывали их и писали. Настоящая тетрадь была большой редкостью.
Через год после окончания войны, в 1946 году, в школе открылся четвертый русский класс. До этого преподавание велось на украинском языке во всех классах. Классоводом в четвертом классе была Людмила Петровна Серова — строгая, требовательная и в то же время бесконечно добрая. Дети обожали её, и она стала для них примером для подражанию. Многие её ученики, в том числе и дочь — Нинель Алексеевна Новодран — стали учителями.
Бывшие ученики вспоминают школу как дружную семью. Жили тогда материально скудно, но дружно и деятельно. Был голод, и тем детям, материальное положение которых было очень тяжелым, организовывали питание в заводской столовой. Она находилась в здании бывшей водолечебницы. Кормили детей бесплатно, из средств, заработанных во время осенне-полевых работ в колхозе «Забойщик». Такая забота со стороны государства помогла ребятам выжить.
Несмотря на тяжелые времена, послевоенные дети были оптимистами — они исправно посещали школу, усердно занимались, очень много и тяжело трудились, помогая своим семьям добывать пропитание. Ходили полураздетыми и босыми даже в холодную погоду. По воспоминаниям Нины Петровны Щегловой, в третий класс пришел один ученик в брюках из бумажного мешка. В его семье было много детей, отца не было, и ребята сами зарабатывали себе на еду. И вот когда этого ученика учительница вызвала к доске, он заплакал и отказался встать. А после урока ученик объяснил учителю, что у него бумажные брюки и они порвались, когда он наклонился за ручкой.
Тесно было в послевоенной школе, но дети занимались в кружках, проводили вместе с учителями интересные вечера, читали вслух интересные книги. Школьная библиотека была невелика, едва ли в ней была хотя бы сотня книг, даже штатного библиотекаря не было: семиклассница Инна Натрук два раза в неделю обменивала книги (школа была семилетней), но книги читались, а не пылились на полках. Вообще многое тогда школьники делали сами: даже хором руководила ученица Севиль Агаева. Дежурили по школе только ученики.
Комсомольская организация была малочисленной. Первыми, в декабре 1943 года, были приняты в комсомол Нина Осенко и Мария Проскуренко, но комсомольская организация задавала тон в работе и учебе. Быть комсомольцем и работать или учиться плохо, плохо вести себя - это было невозможно. В 1947 году школу перевели в новое двухэтажное здание (напротив суда). Тогда это здание учащимся и учителям казалось дворцом. Как же они любили и берегли свой новый дом. Тут же был и спортзал (он же актовый зал). Теснота не угнетала, а радовала.
Шло время, ученики взрослели, и школа стала растущей десятилеткой. Пополнялась материальная база школы: оявилась настоящая библиотека, свой духовой оркестр, настоящий многоголосый хор, в котором пело более 100 человек.
Спортивных выступлений учащихся СШ №45 на стадионе «Локомотив» ждали все попасняне, потому что учитель физкультуры Петр Григорьевич Безбородов был неистощим на выдумки, а учащиеся любили его и всегда охотно к этим выступлениям готовились.
Впервые после войны появился вначале седьмой, потом восьмой, девятый классы. Со старшеклассников много прашивали, т.к. они были самыми добросовестными и ответственными. Учителя относились к ним как ко взрослым; например Наталью Логинову, секретаря комитета комсомола, и Нелю Акимову, председателя ученического комитета, приглашали даже на заседания педсовета и выслушивали их предложения. А ведь они были только в девятом классе. В то время ребята не только хорошо учились, но и были очень дружными. Неприличным считалось сказать что-то плохое друг о друге за глаза, было правило: чем-то недоволен - говори прямо. За прямоту не обижались. Отношения между классами были настолько теплыми, что трудно было заметить во время проведения школьных мероприятий, что ребята не из одного класса.
Особенно незабываемыми были в послевоенные годы экскурсии, поездки на дорожную олимпиаду в город Донецк (школа была железнодорожной). Дети очень любили свою школу и даже летом не хотели сидеть дома, а ходили в школу, где организовывались форпосты и проводились интересные мероприятия.
Можно позавидовать послевоенным школьникам и учителям, которых трудности не разъединяли, а объединяли, и школьные будни были наполнены теплотой и сердечностью отношений, радостной энергией деятельности.
Учитель истории ООШ №25 В. В. КАЛМЫКОВА.